Александр

Неадекватные заказчики

Сегодня я “уволил” сразу двух заказчиков. Еще до начала работы с ними. И дело даже не в том, что я зажрался и бешусь с жиру. Просто у меня за годы работы выработались свои принципы. Если заказчик в эти принципы не вписывается (и, тем более, если он их не уважает), я ему отказываю.

Так я экономлю и свое время (за которое в итоге зарабатываю больше и получаю больше удовольствия от работы), и время заказчика, избавляя его от априори бесперспективного сотрудничества.

Тип №1: “Говноконфетники”

Люди, продающие изначально некачественную продукцию, которую я бы сам никогда не купил, будь я хоть трижды целевой аудиторией. Такие клиенты всегда просят превратить их откровенно плохой товар в супер-продукт, который «взрывает рынок».

О лояльности и повторных покупках речи не идет вообще. Такие клиенты — обманщики чистейшей воды, регистрирующие фирмы-однодневки и меняющие их, как перчатки.

Тип №2: “Оценщики”

Признаюсь честно, этот тип заказчиков я на дух не переношу и, общаясь с ними, всегда стараюсь сдерживаться. Это люди, которые, когда им называешь цену, начинают учить жизни: “Нет, это столько не стоит. Я могу заплатить за такую работу в 3 раза меньше, да и то это будет много. Здесь нечего делать, и вы просто делаете наценку за свое имя.” Другой вариант: “Да я на любой бирже найду фрилансера, который мне в 5 раза дешевле сделает!”. Третий вариант: “У меня друг прошаренный, он сказал, что такая работа стоит не дороже $20”.

Таких заказчиков я сразу интеллигентно отправляю далеко и надолго. На практике они находят исполнителей за адекватную по их мнению оплату, наступают на грабли, а затем возвращаются снова, делая одолжение: “Хорошо, давайте поработаем на ваших условиях”. Но здесь уже без вариантов.

Тип №3: “Всезнайки”

Я порой удивляюсь, почему люди обращаются к специалистам, если они сами все прекрасно знают. Согласитесь, глупая ситуация: пациент записался на прием к врачу и диктует ему, какое лечение назначить. В копирайтинге почему-то такое случается сплошь и рядом.

К счастью, большинство таких заказчиков проявляют себя на этапе предварительной беседы: они постоянно показывают свою сверхкомпетентность и постоянно навязывают свое мнение. Впрочем, бывают и латентные всезнайки, которые показывают свою натуру уже на этапе сотрудничества. И это становится, надо признать, как говорят американцы, “настоящей занозой в заднице”.

Тип №4: “Тысячезначники”

Когда ко мне обращается заказчик с вопросами: “Сколько у вас стоит 1000 знаков?” или “Нам нужен текст на главную, 1000 знаков, не больше. Сколько это у Вас будет стоить?”, я ему всегда отказываю.

Почему? Потому что человек совершенно не понимает, что я делаю и как работаю. Если такому человеку назвать цену, реакция, в большинстве случаев, одинаковая: “Скока-скока?!”. Объяснять все от и до — себе дороже, а пробить психологический барьер цены человека, рассчитывавшего на сумму $3-5 за 1000 знаков — дело неблагодарное.

Тип №5: “Авансеры”

Этот тип заказчиков искренне полагает, что платить нужно только после того как работа сделана и понравилась. Я, в свою очередь, не вижу никакого смысла браться за работу, за которую только могут заплатить. Когда-нибудь.

Тип №6: “Жалобщики”

Есть люди, у которых все плохие. И все вокруг виноваты: подрядчики, правительство, начальство — все, но не они сами. Когда к Вам обращается клиент и начинает жаловаться на своего дизайнера, на предыдущего копирайтера, на то, что его никто не понимает, и никто не может сделать то, что он хочет, — это явный признак того, что перед Вами жалобщик.

И даже если Вы выполните работу как надо, в конечном итоге Вы все равно будете плохим и к Вам все равно будут претензии. Просто потому, что это такой тип заказчика. Жалобщики не уважают работу других людей, поэтому я с ними предпочитаю дел никогда не иметь.

Тип №7: “Зануды”

Существует особый тип клиентов, который требует к себе повышенного внимания. При этом не имеет значения, делает он заказ на $10 или на $1000. Этот тип, как только отправит Вам письмо, будет сразу звонит по скайпу или телефону, чтобы сообщить об этом, а потом еще несколько раз перезвонит, чтобы убедиться, что Вы прочитали его письмо.

И неважно, что Вы можете быть заняты, что Вы можете работать или вести переговоры. “Зануда” убежден, что Вы должны все бросить и браться за его заказ.

Еще один неотъемлемый атрибут представителей этого типа: каждый раз, когда у них появляется вопрос, они считают своим долгом позвонить и получить исчерпывающую консультацию. Причем бесплатно. Зануды чем-то похожи на жалобщиков, с той лишь разницей, что они не уважают время других людей. Вот почему я им также отказываю.

Тип №8: “Панибраты”

Скажу сразу: я не против неформального общения. Но я очень не люблю, когда мне его начинают навязывать с ходу и без предупреждения. Казалось бы, еще на брудершафт не пили, а уже: “Да ты не парься, я деньгами не обижу…” и все в таком духе.

Ситуация еще больше усугубляется, когда заказчик во время общения использует мат, заявляя, что это нормально. Не то, чтобы меня это смущало, как девочку, но, все-таки, деловую этику никто не отменял.

Уже потом, на дальнейших этапах сотрудничества, можно перейти на “ты” по обоюдному согласию. И у меня много заказчиков, с которыми мы очень неплохо сдружились. Но я считаю, что на начальном этапе должна быть какая-то дань взаимному уважению.

Тип №9: “Скидочники”

Чем-то отдаленно похожие на оценщиков, скидочники выбирают более хитрую и коварную тактику. Они либо прибедняются: “Сейчас нет денег, только начали, можно ли как-нибудь подешевле… раза в 2?”, либо начинают цыганить: “Дорого, дорого… Вот если бы было дешевле на 20%, я бы с удовольствием заказал”.

В такие моменты у меня складывается ощущение, что я торгую на рынке в какой-нибудь арабской стране. И от этого мне становится, мягко говоря, не по себе.

Тип №10: “Высокомеры”

Заказчики с гипертрофированным чувством собственной важности (ЧСВ). Очень любят изображать из себя большого босса. С исполнителями этот тип клиентов общаются свысока в стиле: “Я Вам плачу деньги, я клиент, и Вы должны делать все так, чтобы мне нравилось!”

Отличительная особенность высокомеров — они очень любят пускать пыль в глаза. Так, например, они очень много говорят и хвастаются своими успехами, достижениями (даже минимальными) и всеми силами выставляют свое величие напоказ, чтобы затем давить авторитетом. Очень не любят, когда с ними спорят и готовы разбиться о стену, но доказать свою правоту.

Тип №11: “Заложники”

С этим типом заказчиков я не работаю по одной простой причине: они не имеют полномочий для принятия решений. У таких клиентов, как правило, слишком много начальников, каждый из которых считает своим долгом внести в проект свои правки. В результате из этого не получается ничего хорошего.

Тип №12: “Антиподы”

Ничего личного против такого типа клиентов я не имею. Но есть люди, с которыми я не работаю, исходя из собственных антипатий или интуиции. Я называю таких клиентов антиподами — это люди, чаще всего, противоположные мне по типу, взглядам, характеру и т.д. С этими людьми мне просто не хочется работать. Или это могут быть товары (услуги), которые мне не хочется продавать. Тип очень расплывчатый.

Заключение

Очень часто можно встретить смешанные типы клиентов. Зачастую даже чаще, чем в «чистом виде». Тем не менее, основные черты и признаки остаются неизменными, и выявить их не составляет особого труда.

Я убежден, что каждый специалист, получает тех заказчиков, которых он достоин. Так что, если Вам не нравится Ваши клиенты, то дело не столько в них, сколько в Вас. Вы сами выбираете людей, с которыми Вам работать. Одни плывут по течению и берутся за все, что им предлагают. Другие могут позволить себе выждать и взять ту задачу, от решения которой они в равной степени получают и деньги, и удовольствие. Цените себя и свое время.

Rating: 5.0. From 1 vote.
Please wait...

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz